Советы по строительству и ремонту

Советы по строительству и ремонту

 
5 июня 2010 г.
 

Жизненное пространство квартиры (впрочем, так же, как офиса или загородного дома) делится на зоны, каждая из которых несет свою функциональную нагрузку.
   

Новые статьи

    Как правильно работать с фанерой

Скрепляем дерево руками

Сухой брус ЛВЛ. Дерево с прочностью металла

Дерево как строительный материал

Шпатлевки

Штукатурные работы

Стекло

Натуральный камень

Оргстекло

Армирование кирпичной кладки

Импортный кирпич

Как самостоятельно заменить смеситель?

Кирпичная кладка

Цементно-песчаная стяжка

Облицовка стен керамическими плитками

   

Интересные ресурсы

     
Ремонт и Евроремонт
Проект
Подготовка к ремонту
Штукатурка и шпатлевка
Работа с гипсокартоном
Покраска и малярные работы
Виды обоев и работа с ними
Кафель и керамика
Ванная и туалет
Сантехника
Коммуникации
Напольное покрытие
Кирпичная кладка
Столярные работы
Работа со стеклом
Потолки
Полы
Окна
Двери и арки
Отделочный камень
Интерьер
Освещение помещений
Фэн-Шуй
Астрология
Разное

Реставрация паркета.

Сегодня мы предлагаем материал, который относится к сравнительно узкой области – реставрации паркетных полов. Эта проблема, с которой специалистам и заказчикам приходится сталкиваться довольно часто, о сути которой известно немногим посвященным и за решение которой почти никто не хочет браться. Данный материал впервые не только в отечественных средствах массовой информации, но и в специальной литературе подробно рассматривает проблему реставрации паркетных полов.

Сразу необходимо отделить задачи реставрации от задач ремонта паркета. Щели, коробление, образование царапин и пятен, износ лакового слоя, потемнение поверхности дерева – все это проявляется при хорошо известных обстоятельствах и устраняется традиционными методами в процессе эксплуатации и ремонта паркетных.

В отличие от этого задача реставрации паркетных полов относится, главным образом, к исторически ценному, оригинальному, художественному паркету или паркету, уложенному в помещениях, имеющих мемориальную значимость. Такая задача, как правило, связана с серьезной работой по изучению старой документации и свидетельств современников, требует значительных затрат и времени и может выполняться паркетчиками-краснодеревщиками высочайшей квалификации. Если есть выбор, заниматься реставрацией или нет, началу работ должен предшествовать тщательный технико-экономический анализ. Правда, часто вопрос о реставрации решают экономические соображения, а требования уполномоченных организаций сохранить работу старых мастеров в зоне исторической застройки.

В зависимости от обстоятельств реставрация может предусматривать:

локальное восстановление старого ценного паркета при малых по площади разрушениях. Здесь может иметь место целая гамма решений от изготовления и укладки местами паркета взамен старого с теми же длинной, шириной и видом дерева до укладки на поврежденных местах новых элементов рисунка, вводимых так, как если бы это было предусмотрено с самого начала. Так, опытная женщина, порвав платье, не занимается долгой и кропотливой штопкой, а пришивает на поврежденное место «цветок»; воссоздание старого рисунка для истонченного или разрушенного паркета; замену паркета и рисунка укладки на однотипный для соответствующей эпохи и архитектурного решения интерьера. Последние два варианта реставрации могут сопровождаться искусственным старением поверхности пола в отдельных местах или по всей площади. Для этого используются механические и химические методы, по отдельности или вместе взятые.

Следует отметить, что не только благородные серебро и бронза со временем меняют цвет поверхности. Патина (естественная или искусственная), украшающая старинные ювелирные изделия и бронзовые шандалы и подсвечники, характерны так же и для дерева. Это справедливо в равной степени для антикварной мебели и для старинного паркета. Эффект изменения вида дерева со временем связан с его механическим износом и взаимодействием органических солей в массиве с воздухом и компонентами финишной отделки поверхности пола.

Для искусственного старения новоделов применимы, например, патинирующие и пигментирующие составы зарубежного производства.

Воссоздание старого рисунка, как правило, не означает повтор того, что было. Скорее это цитирование старого решения или вариации на тему стиля или эпохи. Так же, как мода прежних эпох или периодов, элементы интерьера требуют адаптации к современной жизни, и, к сожалению, обречены на неудачу попытки имплантировать в сегодня содержание старинной гравюры, просто убрав ограничивающую ее рамку.

Очень важной, хотя и скрытой от глаз непрофессионала, частью работы является ревизия и реставрация или полная переделка подосновы паркетного пола. Старые паркеты укладывались по деревянным «черным» полам или по деревянным лагам и представляли собой композиции из штучного или щитового паркета. Для XVIII-XIX в.в. паркетные клепки имели толщину 12,5 или 15 мм, а щиты – 63,5 мм (2,5 дюйма) в более поздних укладках встречается паркет с толщиной примерно 20 мм. Размеры щитов чаще всего составляли 2 х 2 аршина (1,42 х 1,42 м).

Если в доме сохранилась система вентиляции подполов, можно восстановить вентилируемые полы со специальными решетками. В противном случае могут заново сооружаться варианты подосновы, использующие регулируемые лаги или сплошную многослойную конструкцию.

Для полов по регулируемым лагам старая подоснова расчищается до твердого основания, по которому укладываются лаги в виде бруса с пластмассовыми вставками на резьбе. Эти вставки регулируют положение лаг по высоте при движении по резьбе и позволяют уложить абсолютно ровный по горизонтали «черный» пол из листов фанеры.

В отличие от этого, сплошная подоснова по бетонному основанию (цементной стяжке) или деревянному «черному» полу содержит последовательные слои гидропароизоляции и водостойкой фанеры, распиленной на квадраты примерно 50х50 см и прикрепленной к основанию дюбелями или винтами-саморезами. На эту подоснову могут приклеиваться и пристреливаться штучный паркет или элементы художественного паркета.

Конечно, при работе «ниже ватерлинии», т.е. при сооружении подосновы под реставрируемые полы, сейчас вряд ли кому-нибудь придет в голову изготавливать и использовать знаменитый в XVIII в. «рыбий» клей. Да даже и при финишной отделке пола повсеместному когда-то воску в большинстве случаев пришли на смену современные лаковые и масляные покрытия, а для чистки поверхности паркета уже не применяется рыбья кожа (фишаут).

Современным клеевым, грунтовочным, антисептическим и отделочным химическим материалам находится место практически при любых видах реставрационных работ наряду со специальными составами для искусственного старения напольных покрытий и для дальнейшего ухода за ними при эксплуатации.

Справедливости ради следует сказать кое-что из арсенала старых мастеров, к сожалению, утрачено или почти забыто. Здесь можно упомянуть когда-то популярный способ специальной гравировки паркета-гарфье. На дереве делались прорезные тонкие желобки или на него наносились углубленные штрихи, которые затем заполняли черной смолой или делали в них очень тонкие вкрапления черным деревом. Этим способом украшены полы в спальне и библиотеке знаменитого Павловского дворца. В наше время этот способ украшения паркетных полов практически не применяется.

Вместо ручных инструментов, всякого рода «шерхебелей, шнихтебелей, цинубелей, зензубелей, штехбелей, рубанков, фуганков» и т.п., современные реставраторы и укладчики паркета применяют совершенные ленточные и плоскошлифовальные машины со встроенными пылесосами и сменными абразивными насадками, точнейшие угловые пилы и резаки с конусными шкалами, пневматические установки для пристрелки фанеры и паркета и для нанесения лака так называемым «безвоздушным» методом под большим давлением.

«Машинная» эпоха – конец XIX - начало XX вв., во много раз повысившая производительность работ по изготовлению строительных материалов и в том числе паркетной клепки, одновременно с этим во многом вытеснила ручную уникальную работу по дереву. Свидетельством этому могут являться, например, образцы паркетов в некоторых особняках русского модерна, спроектированных Ф. О. Шехтелем в начале XX в., где c великолепием и буйством резных лестниц, арочных потолков и цветочных орнаментов в интерьере соседствует скромная елочка на полу, отделанная по краю фризом с незамысловатым бордюрным разделом.

Современные возможности компьютерного проектирования и управления и совершенные механические и применимые в этом случае лазерные средства резки дерева позволяют формировать на полу композиции, содержащие асимметричные растительные узоры, силуэты редких птиц и животных и, в сущности, любые другие изобразительные решения.

История паркетного дела в России и неразрывно связанная с ней история реставрации паркетов претерпела немало взлетов и падений. Золотой век русской мебели и паркета, начало которому было положено в царствование Петра I и который связан с именами архитекторов Растрелли, Росси, Камерона, Ринальди, Чевакинского, Аргунова и многих других, со знаменитой плеядой потомственных охтенских мастеров-краснодеревщиков, золотой век, пик которого многие исследователи датируют 1780-1840 гг., и который пошел на спад к концу XIX в. и началу «машинной» эпохи, сменился массовым разорением усадеб, музеев и мебельных и паркетных мастерских в 1917-21 гг. В вихре этих событий погибли или рассеялись многие мастера, исчезли документы, «прервалась связь времен».

Когда после войны в конце 40-х годов приступили к реставрации разрушенных войной дворцов в окрестностях Ленинграда, пришлось заново создавать инструменты и станки и по крупицам собирать специалистов-резчиков и краснодеревщиков сначала по деревням Северо-запада, а затем по всему ГУЛАГу, где уцелевшие мастерили мебель и сувениры, которые начальство любых рангов не гнушалось использовать в своих домах и учреждениях, а то и посылать в подарок Самому.

Сегодня многие традиции русского паркетного искусства восстановлены и продолжены в творчестве архитекторов, дизайнеров и художников, в трудах паркетчиков-краснодеревщиков, работающих в известных по всей стране архитектурных и художественных мастерских, на развитых и хорошо оснащенных высокотехнологичным оборудованием производствах.

На смену достаточно закрытым и действовавшим под эгидой известного ведомства БЮРОБИНу и УПДК пришли открытые художественные и производственные структуры, пополняемые талантливыми выпускниками художественных и строительных вузов и училищ. Можно назвать целый ряд заводов, фирм и мастерских, в том числе, например, реставрационную мебельную мастерскую при недавно открывшимся в Москве Музее мебели.

Специалисты могут выполнить работы по исследованию совместимости различных пород дерева, применяемых при реставрации паркетов, выбрать оптимальные методы изготовления фрагментов паркетных композиций, провести квалифицированное исследование прочностных характеристик и особенностей оснований для полов, изучить сохранившуюся в том или ином объеме архивную документацию на старые интерьеры. (Примером таких исследований может явиться, например, деятельность реставраторов, восстанавливающих интерьеры «Метрополя»; особняка, отданного одному из банков в Колпачном пер. в Москве: значительное число объектов в зоне исторической застройки в Санкт-Петербурге.)

Подведем итоги. Итак, реставрация – это дорого и трудно, потому что:

очень ответственно;
нестандартно;
относительно редко востребовано;
требует долгих архивных и научных изысканий;
тре6ует глубокого (в прямом и переносном смысле) изучения подосновы пола;
часто требует применения малораспространенной технологии искусственного старения дерева;
весьма трудоемко;
требует высочайшей квалификации всех исполнителей.
Однако радость от общения с ожившим шедевром так велика, результат работы становится иногда предметом широкого обсуждения и делает исполнителя известным, это прекрасный способ отточить свое мастерство и художественный вкус, иногда к этой работе удается привлечь заметные капиталовложения.

Поэтому – дерзайте и обрящете.